Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Сопровождение рассматривается как целостная деятельность всех участников образовательного процесса, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально- психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
- создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В детском саду создана модель психолого-педагогического сопровождения, которая рассматривается как единство стратегии развития личности и тактики реализации ее индивидуального потенциала, т.к основное место в модели отводится сопровождению в рамках образовательной программы дошкольного образования, а так же акцентирование внимания на особенностях сопровождающей деятельности психолога.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех - участников образовательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ;
- превентивность - обеспечение перехода срочного реагирования на уже возникшие проблемы к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель психолого-педагогического сопровождения - обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья обучающихся как основы полноценного психического развития на этапах дошкольного детства.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Организация ситуации успеха.
- Создание социально-психологических условий для развития успешного обучения и воспитания обучающихся.
- Обеспечение безболезненной адаптации к изменяющейся социальной обстановке.
- Оказание своевременной психологической консультативной, диагностической, коррекционно-развивающей помощи обучающимся, родителям и педагогам в решении психологических проблем.
В рамках психолого-педагогического сопровождения основная позиция психолога - «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для его развития. Функция психолога – диагностическая, профилактическая, организационно - просветительская.
Данная модель сопровождения разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ и адаптированная образовательная программы для детей с задержкой психического развития . Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляет заведующим ДОУ. Текущий контроль возлагается на старшего воспитателя ДОУ. Промежуточные результаты работы анализируются на совещании при заведующим и советах педагогов в соответствии с годовым планом работы.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения:
- Выявление проблемы
- Методы исследования
- Применение методов
- Итоги исследования
- Рекомендации
Направления работы.
Первое направление – профилактическое. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Разработка индивидуальных программ, планов, маршрутов с учетом сензитивных периодов развития с целью предупреждения возможных отклонений в развитии.
Второе направление - диагностическое. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Третье направление - коррекционное. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организованная работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики (психодиагностики). К этому направлению мы относим и коррекционно-развивающую работу - оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации (работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, подготовка детей к обучению в школе). Выстраивание индивидуальной траектории развития дошкольника, проведение коррекционно-развивающих занятий
Четвертое направление - психологическое консультирование - оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психолог оказывает помощь: - педагогическому составу, родителям в решении проблем, возникших в повседневной деятельности; - в создании условий развития личности, способности выбирать и действовать собственному усмотрению, обучатся новому поведению; - создании адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в дошкольном учреждении.
Пятое направление – развивающее направление или развивающая работа по формированию потребности в новых знаниях с целью возможности их реализации в деятельности и общении.
Шестое направление - психологическое просвещение - освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов. Необходимо создать условия для формирования потребности в психологических знаниях, развитии желания использовать полученные (приобретенные) знания в интересах личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе с целью предупреждения возможности в нарушении становления личности и интеллекта.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Формы работы психолого-педагогического сопровождения не могут быть ограничено областью непосредственного общения психолога с ребенком. Мы организуем эту работу таким образом, чтобы задействовать всех участников образовательного процесса.