Описание образовательной программы
1.1.1. Цели и задачи Программы Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС № 10» г. Усинска (далее Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством. При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля № 08-249 «Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Устав МАДОУ «ДС № 10» г. Усинска № 91 от 21.01.2014 г. Обязательная часть Программы построена с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019). Этнокультурный компонент реализуется через организованную образовательную деятельность, познавательно-культурные и досуговые мероприятия. Цели образовательной деятельности определены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также участниками образовательных отношений — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование социально-ответственной личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели обеспечиваются при оптимальном сочетании классического дошкольного образования и современных образовательных технологий, реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: - использовать во взаимодействии с детьми развивающие занятия; - обеспечивать эмоциональное благополучие детей; - обеспечивать справедливость и равноправие в отношении к детям; - создавать детско-взрослое сообщество, основанное на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений; - объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; - постоянно создавать пространство детской реализации; - развивать у детей познавательный интерес и стремление к получению знаний; - учитывать в организации и содержании природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона; - создавать современную развивающую предметно-пространственную среду; - обеспечить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах: - обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; - обеспечивает принцип возрастного соответствия; - сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; - объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей; - принцип позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой; - реализует индивидуализацию дошкольного образования;
личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком; - предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса; - открытость дошкольного образования; - предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников; - организация сетевого взаимодействия с местным сообществом; - создание современной информационно-образовательной среды; - реализация механизма профессионального и личностного роста педагогов. Им соответствуют подходы к организации психолого-педагогической поддержки ребенка в воспитании, обучении и образовательном процессе. Содержание аксиологического подхода к воспитанию устанавливает приоритет общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, которые определяют формирование ценностных ориентаций личности ребенка. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культуры из жизненных ориентиров перерастают в субъективные ценностные ориентации развивающейся личности. Культурологический подход определяет воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры, а игру как механизм присвоения ребенком культуры человечества и формирования творческого отношения к жизни. Возрастной подход обуславливает направленность педагога в процессе обучения и воспитания на закономерности развития личности (физиологические, психические, социальные и др.), а также на социально-психологические особенности групп воспитанников. Индивидуальный подход определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и развития способностей воспитанников. Он же предусматривает для каждого ребенка сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, полноценное физическое воспитание. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Социально-педагогический подход обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума. При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира. Личностно-ориентированный подход ориентирует педагога на целостность личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий: в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим но целям, содержанию и формам организации;
организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения; воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач; воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности. В МАДОУ «ДС № 10» г. Усинска общеобразовательная программа реализуется для детей в возрасте от 1 года до 7 лет. В Программе учтены возрастные психофизиологические особенности детей (см. Приложение 1).
- oop_v_sootvetstvii_s_fgos_do (скачать) (посмотреть) (текст документа)